Проблема тормозных систем
В современном мире, где постоянно растет мощность, наращиваются обороты, а развитие скорости осуществляется за пару секунд, не обойтись без качественных материалов тормозной системы, которые также должные соответствовать этим темпам совершенствования.

Тормозные системы и механизмы, работающие на основе силы трения, изготавливаются из фрикционных материалов, которые обеспечивают надежное сцепление с поверхностью и при этом обладают высокой износостойкостью. Такие характеристики обеспечиваются путем соединения множества компонентов, которые дополняют действие друг друга, усиливая или ослабевая те или иные свойства.
Виды изделий из фрикционных материалов
В зависимости от типа исполнения они могут применяться в различных машинах и механизмах:
- Трибонит – это расходный материал для различных узлов трения. Может использоваться при температуре окружающей среды от -600С, но в процессе эксплуатации на поверхности материала не должно быть больше +3000С, прекрасно зарекомендовал себя при работе в воде, паре и в горюче-смазочных жидкостях. Из данного материала изготавливают изделия для автомобилей и сельскохозяйственных машин, в тормозных системах крановых погрузчиков и подъемниках, а также применяется в различных содовых механизмах.
- Фрикционные секторы представляют собой изделие из спец резины, которая выдерживает высокие температуры и предотвращает возгорание и плавление рабочих механизмов. В процессе эксплуатации изнашивается и становится тоньше, при этом защищает оборудование от стирания металлических деталей. Используется для установки на тормозные барабаны, прессовочные станки, пресс-ножницы по металлу, муфты тормозной системы.
- Вкладыш фрикционный имеет свыше 50 стандартных размеров и форм, изготавливаются из ретинакса и пресс-композиций. Применяется он для защиты трущихся друг о друга металлических частей механизмов, при этом он постепенно стирается. Может быть установлен в гильотинных ножницах, станочных и прессовых аппаратах.
- Фрикционное кольцо изготавливается с применением различных материалов таких, как каучук, латунь, графит, которые повышают его износостойкость. Устанавливаются на различные муфты и валы, вращающиеся за счет силы трения, защищая их от перетирания.
- Пластина фрикционная может быть изготовлена из ретинакса и пресс-композиции. Необходима она для защиты от износа деталей нестандартных размеров. Используется в различных станках, прессовочном оборудовании и тормозных механизмах.
Развития фрикционных материалов
Основная претензия к фрикционным материалам – это быстрый износ, который влечет не только перегрев основных деталей механизмов и машин, но к загрязнению окружающей среды. При стирании таких материалов образуется мелкофракционная пыль, которая при вдыхании оседает в легких, вот почему на автомагистралях всегда так много грязи.
Для борьбы с этим постоянно ведутся разработки и применяются новые компоненты, которые позволяют повышать предельно допустимые температуры на поверхности фрикционных материалов и делать их более износостойкими. На сегодняшний день, эти два аспекта решаются для изделий,применяемых в различных условиях:
- для сухого трения более важным является возможность выдерживать высокие температурные режимы и их перепады;
- в условиях наличия смазочных материалов или при работе в жидкостях приоритетом будет долгая служба прокладочного изделия.
Но зачастую разработчики ходят по кругу, поскольку улучшая одно свойство, теряется нужный показатель другого, например, материал становится сильно твердым, что повышает температуру металлических деталей, что приводит к их быстрому износу.
Поэтому при подборе фрикционных материалов нужно искать золотую середину для каждого механизма индивидуально, путем подбора. А ученые и разработчики не только создают более совершенные изделия для тормозных систем, но и улучшают сам механизм. И только такой комплексной работой можно добиться максимального результата.